Звоните 8(8443) 21-51-96|zakaz@eoug.ru

Состав и классификация судового электрооборудования

Главная/Без рубрики/Состав и классификация судового электрооборудования

Состав и классификация судового электрооборудования

На морских и речных судах электроэнергию начали использовать, когда развитие таких отраслей, как электротехника и электротехническая промышленность достигло определённого уровня.

Особенно широко электрическая энергия на судах стала использоваться в связи с внедрением механизации, а уже значительно позже и комплексной автоматизации производственных процессов, которые существенно:

  • повысили производительность труда;
  • повысили безопасность плавания;
  • улучшили технико-экономические показатели работы судов.

Что такое судовое электрооборудование?

Начиная разговор о судовом электрооборудовании (СЭО), прежде всего, следует отметить, что речь идёт о электротехнических и электромеханических устройствах, которые призваны выполнять на морских и речных судах заданные работы.

Если же говорить о составе СЭО, то в него входит целый ряд элементов, так, речь идёт:

  • о судовой электростанции;
  • об электроприводах судовых машин и механизмов;
  • об электрическом освещении;
  • о внутрисудовых связи и сигнализации;
  • о судовых электросетях;
  • о грозозащите судов.

Особого упоминания заслуживает то обстоятельство, что СЭО эксплуатируется в особых условиях, которые весьма разнятся с условиями эксплуатации береговых установок, так, речь идёт о практически постоянном присутствии таких негативных факторов, как:

  • крен;
  • дифферент (этот морской термин обозначает разницу осадок судна носом и кормой);
  • вибрации;
  • удары;
  • повышенная температура;
  • повышенная влажность воздуха;
  • удалённость от ремонтных баз и т.п.

Сложные условия эксплуатации СЭО стали причиной возникновения особых требований к нему, в частности, с точки зрения его надёжности. А во многих случаях большое значение имеет такая характеристика обсуждаемого оборудования, как его высокая ремонтопригодность, ведь поломка любого элемента СЭО может случиться в открытом море, где её устранением придётся заниматься экипажу.

Классификация СЭО

Следует отметить, что СЭО представлено очень многообразно, а потому его классификация осуществляется по разным критериям. Так, к примеру, существует классификация обсуждаемого оборудования в зависимости от места его расположения на судах, что определяется видами механизмов.

Итак, в зависимости от места расположения на судне СЭО бывает:

  • палубным — речь идёт об электроприводах механизмов, расположенных на палубах, к примеру, таких как якорно-швартовные и грузовые устройства, траповые и шлюпочные лебёдки, все они практически постоянно подвергаются прямому воздействию воды;
  • машинным — речь идёт об электроприводах механизмов, что располагаются в машинных отделениях, к примеру, таких как пожарные насосы, насосы, обеспечивающие работу главных двигателей, всё это оборудование, не подвергаясь непосредственному воздействию воды, не изолировано от прочих негативных факторов, к числу коих следует отнести повышенную влажность, вибрацию, удары и т.п.;
  • расположенным в центральных постах управления (ЦПУ) — речь идёт о различных системах, осуществляющих управление и контроль, а, кроме того, о главном электрораспределительном щите; всё перечисленное в данном пункте оборудование эксплуатируется в самых комфортных условиях, поскольку помещения центральных постов управления на судах отапливаются либо, при необходимости, напротив, охлаждаются и вентилируются.

В зависимости от уровня энергоёмкости СЭО бывает:

  • высоко энергоёмким, представленным электроприводами к таким механизмам и агрегатам, как гребные винты, подруливающие, рулевые, якорные, швартовные и грузовые устройства, шлюпочные лебёдки, лифты, транспортёры, насосы, вентиляторы и компрессоры, в совокупности потребляющих порядка 90 процентов мощности судовых электростанций;
  • менее энергоёмким, представленным электрическим освещением, электронагревательными устройствами и отопительными приборами, электрическими навигационными приборами, телевидением и пр. электростанций.

Отдельно следует выделить СЭО, именуемое ответственными устройствами, от нормальной работы которых напрямую зависит безопасность судов, а также пребывающих на них людей и грузов, так, речь идёт об электроприводах таких механизмов и агрегатов, как:

  • подруливающие и якорные устройства;
  • пожарные и осушительные насосы;
  • механизмы, обеспечивающие функционирование главных силовых установок;
  • возбудители и преобразователи;
  • агрегаты холодильных установок в трюмах и пр.

Таким образом, электрооборудование обеспечивает повышение производительности труда, комфортность пребывания на судах людей и, что не менее важно безопасность людей, грузов и самих судов!

Яндекс.Метрика